Дом, дача, сад, путешествия, авто, мото

Сайт для творческих жизнерадостных людей
Блог о жизни и увлечениях Дмитрия Парыгина

Путешествие в Абхазию 2013, часть 3

29Продолжаю рассказ о путешествии в Абхазию.

Четвертый день отдыха обещал нам новые впечатления. Еще вчера вечером мы записались на сплав по горной реке. С утра нас отвезли в Гагру, а оттуда полной группой мы поехали в Рицынское ущелье. Нас ждала бурная река Бзыбь.

Предвкушая приключение, все смотрели на стремительный поток. Когда мы добрались до места сплава, на нас надели жилеты и провели инструктаж.

По-началу всем туристам показалось что это будет просто "прогулка на лодке" с фотографиями и созерцанием видов. Но они не знали, что их ждут пороги, водовороты и ледяные брызги...

Перед сплавом

Мы спустили на воду катамараны и приготовились грести. Команды инструктора нужно было выполнять синхронно, чтобы не перевернуться. По началу все было спокойно, мы гребли средним темпом, разворачивались и плыли задом наперед, осматривая высокие пики гор.

Но вот впереди мы услышали шум бурлящей на порогах воды. "Раз, раз, раз, два три!" - командовал инструктор и мы начали сильнее грести. Первый порог, самый большой на всем восемнадцати километровом маршруте, принял нас ледяными брызгами. Волна чуть не смыла меня. Я сумел зацепиться за петлю ногой и удержался. Нас стало разворачивать влево. Поэтому мне и инструктору, сидящим по левой стороне катамарана, пришлось грести вперед как можно энергичнее. Правый борт греб назад. Мы выровнялись. Даша сидела сзади меня, визжала и подбадривала меня: "Давай, быстрее, Дима! У-ух!" Порог закончился. Река стала спокойнее и мы смогли отдохнуть.

Впереди нас ожидал "Камень поцелуев". Мы должны были обогнуть его, иначе бы впечатались в него на большой скорости. Мы снова начали быстро грести и, подпрыгнув на пороге, обошли камень. Снова мы могли передохнуть и наблюдали за другими группами сплавляющихся. Первая группа, в которой плыли шесть крепких ребят уже ушла далеко вперед. У нас оказалось всего четыре весла, поэтому мы немного отставали. Река петляла влево и вправо. Снова бурные пороги и нашу команду окатывали брызги холодной воды. Третья группа обогнала нас и их инструктор начал брызгать водой при помощи весла. Нам, гребущим, было жарко, а вот пассажиры катамарана кричали и молили пощады - им было холодно. Подходим к гигантским камням. Их выворачивает весной река и приносит сюда. Пятиметровые глыбы дамбы и моста снесло и раскидало по берегам. Бзыбь мощная горная река. Нам повезло с тихим солнечным днем, поток был спокоен. В дождь уровень воды поднимается на метр-два и было бы гораздо опаснее. Впереди бревна и поваленные деревья. Нам удается их обойти, но правого заднего гребца зацепляет и он падает в воду. Мужчина успевает зацепиться за раму катамарана и залезает на борт.

Еще немного бурного течения и мы быстро гребем к берегу. Я и второй гребущий спереди срыгиваем в воду и тащим катамаран к берегу. Все сходят на землю и затаскивают судно на крутой склон.

Всем туристам очень понравился рафтинг. Мы делились впечатлениями, переодевались и отправились обратно в город.

Мы решили не возвращаться в Гудауту с экскурсионной группой. Хотим погулять по Гагре и искупаться в море. Но перед этим зашли в ресторан кавказской кухни и хорошенько поели. Здесь можно заказать блюда по домашнему с острыми приправами, шашлык и форель, вино и чачу. Приятное обслуживание и вид на город.

В Гагре

Ресторан в Гагре

Мы продолжаем прогулку по набережной, купаемся в море. Здесь можно найти оборудованный лежаками, зонтиками от солнца, раздевалками и теплым душем пляжи. Море днем очень чистое, в этот раз спокойное.

Побережье Чёрного моря

Бесконечные сувенирные лавки, экскурсионные гиды и кафе вдоль набережной сменяют друг друга. Мы прошли половину города пешком вдоль основной дороги и вышли к колоннаде. В прошлом году мы приезжали сюда на экскурсию, но в этом предпочли гулять самостоятельно. При этом можно забрести по какой-нибудь тихой улочке и найти красивое место для фотографии.

Прогуливаясь по набережной в парке, покупаем коктейли, освежаемся в фонтанах и останавливаемся в кафе. Нас приглашают остаться до вечера. Здесь выступают артисты и играют музыку. Но мы уже устали и хотим домой.

Мы обошли пол города, добрались до пирса, на котором стоял современный быстроходный корабль, перевозящий пассажиров из Гагры в Сочи. Отсюда открывался великолепный вид на старинный замок, город и горы. Мы решили ехать домой, и с пересадкой доехали до Гудауты. По дороге купили шоколадный коктейль и вечером прогулялись с нашими соседями - двумя молодыми мамами с дочками, до парка. В это время там проходил концерт детского творчества. Мы погуляли по набережной и вернулись на виллу.

Тихим вечером купаемся в море, прогуливаемся в парк, покупаем огромный торт местной выпечки и расслабляемся под ночным небом в саду с чашкой чая.

Следующим днем мы проснулись довольно поздно. Наверное устали от вчерашних приключений и десятикилометровой прогулки. Уже в час дня, после позднего завтрака, мы идем под большим зонтом на пляж. Сегодня у нас день отдыха. Мы планируем раскиснуть на пляже и поваляться в постели. Тем более, что дневное пекло не располагает к активным действиям. Хотя с утра был небольшой дождь, днем асфальт уже плавился под солнечными лучами. Очень интересно наблюдать на дорогах небольшие ручейки. Источники воды просто появляются ниоткуда и утекают так же в никуда, как и появились. Кажется, что весь город пронизан такими водоточащими потоками. Скальная подстилающая порода позволяет протекать довольно высоко грунтовым водам. Поэтому все растения здесь получают достаточно много влаги. Деревья вырастают огромными. Особенно в Гагре, где гигантские эвкалипты были посажены сто лет назад. Раньше здесь были болота, но когда нарыли дренажных каналов и посадили эти деревья, местность подсохла, удалось справиться с малярией и город превратился в прекрасный курорт.

Следующий день мы проспали почти до полудня и решили о правится в Пицунду. Этот город с отелями на побережье располагается недалеко от Гагры. Поэтому мы опять проезжаем треть страны и добираемся до площади перед старинным пицундским храмом. Мы оплачиваем вход и посещаем музей. Здесь хранятся древности истории Абхазии. Сам храм предположительно десятого века нашей эры по христианскому летоисчислению. Кладка стен очень необычная. Местами они сложены из камня и рядами выровнены плоским длинным глиняным кирпичом. При этом толщина раствора между кирпичом была чуть меньше этого кирпича.

Храм в Пицунде

Внутри храм потихоньку реставрируют, штукатурят, оставляя при этом местами нетронутые стены для осмотра их туристами. Акустика храма просто потрясающая. Здесь проводят концерты - орган, пианино, поют артисты. Можно купить билет в кассе и посетить концерт вечером. С задней стороны храма находится действующая часовня и развалины старинных построек. Весь этот комплекс обнесен невысокой реставрированной стеной из таких же булыжников и кирпича.

Мы выходим к сувенирным лавкам и замечаем по левую сторону дороги к набережной несколько кафе. Они расположились под ветвями высоких кривых сосен. В приятной атмосфере бревенчатого домика, водопадика и тихой музыки мы заказываем себе обед. На этот раз это были форель, гречка и хачипури.

Водопадик у кафе

Зеленый чай с абрикосовым вареньем завершили нашу неспешную трапезу. В этих местах располагается парк-заповедник с реликтовыми соснами, растущими вдоль побережья. Воздух чист, свеж и наполнен ароматом хвои и моря. Прекрасное место для отдыха. В расположенный на берегу курортный комплекс вход платный. Дорога по краям ограждена забором, а за ним растут огромные сосны, обхватить их можно вдвоем. По их стволам взбираются к солнцу цепкие лианы. Шишки от сосен падают на дорогу и газон. Я беру одну крупную шишку и достаю из нее семечко. Неужели из этого мелкого, размером с несколько песчинок орешка, вырастают такие гиганты? Старые деревья в парке спиливают. Их толстые пеньки напоминают глыбы с каменоломни. Из таких больших плоских распилов делают красивые столы. Мы выходим на пляж, усеянный мелкой галькой и отдыхающими. Здесь их гораздо больше, чем мы видели до этого га всех остальных пляжах. Окружающие пейзажи одни из самых живописных на этих берегах.

Морское побережье

Слева в два яруса возвышаются сначала крутые обрывы над морем , поросшие зеленым густым лесом, а над ними вторым ярусом высятся километровые гиганты кавказского хребта. Увенчанные облаками, кажется, они уходят в бесконечное море. Справа, выступая в море находится еще один мыс, выдающийся на пару километров. В образовавшейся бухте море спокойное, чистое, галька мелкая и местами хороший песочек. Отели советской постройки высятся друг за дружкой. Чем то все это напомнило нам Крым.

Искупавшись в теплой воде, мы выходим на берег. В море мы видим маленьких медуз, которые то и дело дотрагиваются до тебя при плавании. Мы устали и решили вернуться назад в Гудауту. По дороге водитель подсказывает нам посмотреть налево, направо. Мы видим молодые виноградники дорогих сортов. Из них делают местное вино и продают на экспорт. По сторонам от дороги располагаются озера и форелевые хозяйства. Здесь можно арендовать удочку и наловить себе рыбы. Тут же вам ее приготовят на углях и подадут с лучком, зеленью и пряностями.

Дорога выходит на основное шоссе. Мы ускоряемся и мчимся по трассе домой. Заблудиться здесь сложно. Слева горы, справа море - значит ты едешь на юг в Сухум. Обратно - на север в Гагру и далее в Россию. По обочинам пасутся коровы. Они начинаю неспешно переходить дорогу. Для ускорения водитель поддал одной корове бампером под зад. Она заметно ускорилась и поторопила остальных. Мы едем на передних сидениях маршрутки и наблюдаем за меняющимися горными и равнинными пейзажами. Проезжаем через мост над рекой Бзыбь. Водитель рассказывает нам, что летом, четыре месяца, в сезон туристов, тут у них основной заработок. Зимой работы особо никакой нет. Кто то пасет стада на лугах, кто то выращивает мандарины, а некоторые отправляются в далекие города на заработки.

Мы подъезжаем к Гудауте и выходим у вокзала. На перроне стоит поезд с военным грузом. Солдаты не пускают нас на перрон, просят воспользоваться переходом. На платформах привезли новенькую технику российского производства - дальнобойные гаубицы, бронетранспортеры, артиллерийские установки залпового огня. Воякам скорее всего предстоит путь до военной базы на границе. Пару солдат отправили в город за сигаретами, а мы гуляем по вокзальной площади и направляемся к дому. Вечером мы решили поискать, где сегодня пасутся лошади. Нашли мы их когда уже стемнело. Они щипали траву на лужайке около старого отеля, который мрачно стоит по середине городского пляжа, так и не восстановленный после войны. Соседи сказали нам, что сегодня на пляже было заметно много туристов. С начала августа торговцы уже начинают повышать цены на рынке. Вечером мы ложимся спать, а с утра я просыпаюсь от шума дождя, а затем от крика горластых петухов. Почему они не могут покричать днем. Обязательно орать, когда еще солнце не взошло? В животе урчит и я полез искать себе пропитание в холодильнике. Мы вечером купили еще один здоровый кусок торта. У нас еще остались орехи. Пойду перемешаю их с медом и намажу все это жирным слоем на торт! Пусть сегодня ряха треснет пополам. Я объелся сладкого. Тем временем, на улице начался еще более сильный дождь. Я решил набрать в бутылки дождевой воды. Петух совсем замолчали. Видимо, не очень приятно кудахтать с мокрыми перьями... Еще несколько помидоров зреет на грядке. Спелые груши то и дело шлепаются на мокрую лужайку с дерева. Потоки воды, кажется, сейчас смоют все вокруг. Но дождь потихоньку стихает и скоро снова появится солнце. Здесь так всегда. Погода меняется быстро, но любой погоде ты рад. Солнце - отлично, гуляем, трудимся, загораем. Дождь - хорошо, поспим подольше, отдохнем, займемся домашними делами. Сад и огород политы, кушаем и смотрим вчерашние фотографии.

Когда дождь стихает мы решаем отправиться в Сухум, посетить ботанический сад и по возможности купить там семена диковинных растений. Долго ли коротко мы ехали, дорога начала петлять после Нового Афона. Мы взбирались по крутому серпантину и видели с высоты гор раскинувшийся в долинах и равнинах Сухум и огромное количество садов и полей. На лугах паслись коровы, а домики, казались лесными грабами, которые пытаются забраться все выше и выше по склонам.

Сухум - столица Абхазии с присущим ему особым колоритом. Широкие дороги и обочины с пальмами, соснами, елями, цветущими кустами и клумбами. Дома от центра сменялись старыми, построенными еще при царе красивыми постройками из кирпича, с колоннами, советскими, а затем современными зданиями. Здесь расположен порт. На берегу сохранились развалины древней крепости. Сухум изначально закладывался как торговый порт, а затем стал военной базой. Позже он становится столицей. Сейчас здесь живет почти половина населения Абхазии.

Пальмы

Мы добираемся до Ботанического сада, построенного больше ста лет назад. Он начал свое существование с большой липы, которой сейчас более 350 лет. Она огромными ветвями укрывает в тени расположенные вокруг нее скамьи. Она немного развалилась и ее пришлось укрепить каменными стенами и растяжками. Размером она такая, что обхватить ее можно, наверное, впятером.

Из больших деревьев еще здесь есть вечнозеленые сосны и ели. Высота которых более 30 метров. Толщина в диаметре достигает полметра и более. Самая огромная и толстая из них - Вечнозеленая Секвойя. Гостья из Северной Америки просто гигантская. В диаметре более метра а в высоту... даже запрокинув голову, я не вижу ее вершины. В лучах солнца видно, как с дерева крохотными капельками моросит вода. Сосны, словно гигантские насосы, высасывают из земли воду.

Секвойя

Особо привлекают заросли бамбука и цветочные палисадники. Между многочисленных широколиственных, кустарников и других деревьев, которые гости сада называют обобщенно пальмами раскинулись лужайки пушистой травы. Она настолько плотная, что засунув в нее руку, почувствуешь, что она все время мокрая. Здесь большое количество разнообразных растений. Райское место для ценителей природной красоты, свежего воздуха и ботаников, изучающих растения. Жаль, что особо здесь ничего приобрести нельзя, но, наверное, здесь много чего выращивается для местных парков и садов.

Бамбук

Мы покидаем парк. У нас есть еще полтора часа перед экскурсией в Черниговку. Мы проходим перекресток и направляемся в сторону набережной. Слева в небольшом парке мы видим привезенный сюда дольмен. Образец технологий прошлого, позволяющий предупреждать катаклизмы и служивший своеобразным средством связи. Одичавшие потомки наших развитых предков начали хоронить в них усопших, а современные умники никак не могут осознать и повторить эту технологию. Мы останавливаемся в кафе, обедаем и продолжаем прогулку по набережной. Море здесь мутное, купаются гораздо дальше. Однако, здесь прекрасное место для отдыха, свиданий и развлечения. Как поется в песне: "Люблю Сухум, город мой чудесный. Здесь каждый вечер на набережной тесно." Туристов здесь действительно много даже днем. Но у нас мало времени на осмотр всего, что здесь имеется, уже пора на экскурсию.

Дом на набережноё в Сухуме

По дороге мы встречаем смышленого паренька, который за небольшую плату проводит нам маленькую экскурсию по перекрестку, называя один за одним названия растущих здесь растений. Семян нам купить не удалось, но он быстро куда то сбегал и принес горсть семян пальм четырех разных сортов. Наконец к нам подходит экскурсионная "Газель" и наш экскурсовод забирает нас в путь. Он рассказывает нам об истории образования Абхазского государства, освоении земель, многочисленных войнах. Рассказывает о том, чем живет народ Апсны. Что сельское хозяйство - основной источник дохода страны. Ресурсов крайне мало - имеется небольшие запасы природного угля и непромышленные золота. Добывают щебень и камень, выращивают мандарины. Здесь есть особый местный вид коров, которые рождаются с рогами. Коровы здесь не священные, но очень самостоятельные. Сами пасутся и гуляют. Водятся из крупных зверей здесь туры, газели, кабаны, бараны. Из хищников не крупный бурый и скальный медведь, шакал, волк. Кстати, волк здесь почитается как сильный тотем. Назвать джигита волком - значит похвалить его силу и смелость. Местные обычаи воровать невест до сих пор здесь сильны. Основная религия - христианство, но люди терпимы и уважают другие здесь, мало распространенные здесь - мусульманство, буддизм и другие. Принятие христианства было в истории стратегическим шагом. Для избавления от влияния Османской империи, княжества Абхазии не объединяются, но решают все вместе принять союзниками, и становятся союзниками Византийской империи. Многие Абхазы, живущие вне страны, часто принимают мусульманство.

Мы едем все дальше в горы по разбитой дороге. Вот здесь она настоящая Абхазия - чем глубже заберешься, тем лучше почувствуешь дух страны. Мы подъезжаем к Черниговке. Здесь расположен большой ресторанный комплекс с рукотворными водопадами.

Водопад

Я бы назвал это место чудесным и сказочным. Местный житель, бывший военный и водитель начал строить здесь все с нуля, буквально с одной веранды и мангала с шашлыком все это великолепие. Мы входим в выложенные из камня врата и попадаем в колоритную горную деревню. Нас встречает вырезанная из дерева скульптура орла, водяное колесо, мощеные дорожки, водопады и ручейки, беседки с обедающими гостями. Под бесчисленными, закрепленными на скалах мостиками и переходами бурно шумит горный поток. Пробивая себе путь по известняковым скалам, он вырезал себе замысловатый извилистое ложе. Украшенный трудолюбивыми людьми, поток воды струился, шумно падая с уступов и плотин. Каналы с водой перемещали водные массы с высот ущелья к ресторану.

Черниговка

Река в Черниговке

Водопады в Черниговке

Беседки, цепляющиеся к скалам красовались на фоне горной породы, а мосты к ним были полны туристов, удивленных от столь шикарного вида. Тропа вела через лес. Деревья были покрыты толстым слоем мха. От влажного прохладного воздуха камни поросли мхом, словно бородой векового горного старца, который чудным образом создал все эти красоты. Дорожки спускались к воде и поднимались к ущелью. По гладким камням струились потоки пенной воды. Назвать это место/на самом деле можно чудом. Не хватает только эльфов, летающих между деревьев и лешего, ворочающего старые пеньки и прячущегося в ущелье. Это место стоит того, чтобы его посетить. Обязательно побывайте в любимом месте отдыха жителей Сухума и всей страны.

Мосты в Черниговке

Природа Черниговки

Камни на реке в Черниговке

Говорят, обслуживание здесь очень долгое, но насладиться красотами природы здесь можно почти круглый год. Все великолепие пейзажа передать словами и фотографиями сложно. Достигается, как сказал один мой клиент, "вау-эффект". В общем, всем рекомендую.

Мосты на сваях в Черниговке

Тропы в Черниговке

Ресторан в Черниговке

Начинается проливной дождь и мы успеваем укрыться под навесами. Становится прохладно и наша тур-группа забирается в машину. Водитель рассказывает об истории образования этого места. А вот и хозяин. Он хороший друг нашего водителя. Они здороваются, обнимаются и мы говорим спасибо за эту красоту хозяину сказки.

На обратном пути мы посещаем родниковый источник и покупаем местных персиков. Добираемся до Сухума, а затем в Гудауту. Абхазия действительно удивительная и красивая страна. Десятки рек, высокие горы и удивительный народ создали по истине волшебную природу. Ночью мне снились водопады, скалы и волшебный лес горного ущелья.